Распечатать Запись

Престольный праздник Спасского храма в селе Спас-Талица и Троицкого храма села Истобенск

31.08.2021

Распечатать Запись

Престольный праздник Спасского храма в селе Спас-Талица и Троицкого храма села Истобенск

29 августа 2021 года, в день перенесения Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа из Едессы в Константинополь, паломники Трифонова монастыря приняли участие в торжественном богослужении, которое совершалось в Спасском храме села Спас-Талица.

Богослужение возглавил настоятель Спасского храма села Спас-Талица протоиерей Николай Смирнов в сослужении настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Кирова протоиерея Сергия Ендальцева и клирика Спасского храма протоиерея Игоря Мартынова.

В день праздника было много исповедников, поэтому исповедь принимали все священники.

За богослужением молились многочисленные верующие, прихожане Спасского храма и паломники из Кирова.

Торжественное богослужение украсило пение хора Спасского храма под управлением регента Аллы Смирновой.

Проповедь перед причастием Святых Христовых Таин произнес протоиерей Николай Смирнов.

После Таинства Святого Причащения перед образом Спасителя, установленном в центре храма, было совершено славление празднику.

По окончании богослужения состоялся крестный ход по селу Спас-Талица, а затем общая трапеза.

История храма Спаса Нерукотворного

26 апреля 1765 года была дана храмозданная грамота Преосвященного епископа Вятского и Великопермского Варфоломея (Любарского) на построение в селе Талица Орловского уезда вместо обветшавшей деревянной Спасской церкви вновь каменной церкви во имя Рождества Христова с приделом в честь Нерукотворного Спасова образа.

Каменный храм в селе Спас-Талица был построен в 1778 году. Престолов три. Приход состоял из 54 селений. В селе имелись три школы: церковно-приходская мужская, земская мужская и женская. Главным занятием прихожан было земледелие, но из-за малоземелья, многие крестьяне уходили на заработки в Сибирь, исполняя обязанности матросов, лоцманов и капитанов.

В 1910 году, храм был расширен в память избавления от смерти Императора Николая II и его семьи при аварии яхты «Штандарт» 29 августа 1907 года.

11 ноября 1910 года перестроенный храм освятил епископ Вятский Филарет (Никольский).

В начале двадцатого века в храме служил священномученик Александр Агафонников, которого перевели в Спасскую церковь летом 1915 года. Известно, что за время своего служения в Спас-Талице отец Александр состоял действительным членом Вятского церковно-певческого общества. В 1917 году был назначен благочинным по 1-му округу Орловского уезда. Позже батюшку перевели в Вятку, а уже в июле 1919 года он получил назначение в Троицкий собор города Котельнич.

 8 января 1927 года отец Александр был арестован, провёл три года в заключении. После освобождения батюшка жил в Вятке и служил в течение 1930-1933 годов в вятских храмах. Переехав в Подмосковье, нес служение в храме села Лемешово Подольского района, где был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. 14 октября 1937 года отца Александра расстреляли на Бутовском полигоне под Москвой, здесь он и похоронен. Священномученик Александр Агафонников был прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских в 2000 году.

История Спасского храма связана с блаженной Натальюшкой, о которой в свое время рассказала прихожанка и певчая храма Валентина Ивановна Перевалова. В молодости её бабушка, Анастасия Тиунова, решила привезти Натальюшку к себе в гости, чтобы ухаживать за ней и молиться вдвоем. Путь в соседнее село проходил через Спас-Талицу. Когда они проезжали мимо Спасской церкви, Натальюшка попросила остановить телегу, приподнять её лицом к храму, затем помолилась и сказала: «Этот храм будет неразрушим». Так и произошло.

В богоборческое время жителям села удалось отстоять храм, несмотря на попытку местных властей прорубить проём на колокольне, чтобы сбросить на землю огромный колокол. От страшного удара на перекрестке дорог образовалась большая яма, которую долго не могли засыпать. Когда храм закрыли, прихожанка храма Анна Вылегжанина поехала в Москву и попала на приём к Генеральному секретарю Н.С. Хрущеву. Местные власти тут же дали разрешение открыть Спасскую церковь, а узорчатые решетки, выпиленные из церковных окон, приварили обратно. Храм был спасён от разрушения, но нужно было по условиям властей поддерживать старинную церковь в надлежащем виде. Власти не разрешали прихожанам ремонтировать храм и запрещали продавать для церкви стройматериалы. Но и тут Господь не оставил приход без помощи. Нашёлся добрый человек, председатель соседнего колхоза Виктор Николаевич Дресвянников, который оформлял стройматериалы для Спасской церкви через свой колхоз, что являлось тайной до наших дней.Сохранилось и двухэтажное здание церковно-приходской школы, которому сейчас 119 лет. Рядом с алтарём Спасского храма похоронен участник войны с Наполеоном полковник Яков Егоров, который, согласно надписи на надгробном камне, будучи родом из крестьян, достиг высокого воинского звания, служил в Преображенском полку и отошел ко Господу 14 февраля 1829 года.

Современная история Спасской церкви связана с иконой Божией Матери «Скоропослушница». Несколько лет назад настоятель храма отец Николай Смирнов решил почистить киоты икон. Когда батюшка снял стекло с иконы Божией Матери «Скоропослушница», написанной в прошлом веке монахиней из Вятского монастыря, то обратил внимание, что на стекле отразилась точная копия образа, сделанная как бы из мельчайших капелек. Отец Николай поместил нерукотворный образ в алтарь и направил рапорт митрополиту Хрисанфу. Епархиальная комиссия подтвердила действительность этого чуда.

Люди потекли в храм, чтобы увидеть нерукотворный образ собственными глазами. Верующие благоговейно прикладывались к стеклу с образом Божией Матери «Скоропослушница», а кто-то говорил, что просто свежие краски иконы каким-то образом «впитались» в структуру стекла, и получилась точная «фотокопия».
Отец Николай каждую субботу совершал молебны перед чудотворным образом. Для «старого» образа «Скоропослушницы», написанного красками, батюшка решил заказать новый киот. И вновь обнаружил, что на стекле, временно покрывавшем писаный образ Божией Матери, проявилось новое нерукотворное изображение, аналогичное первому.

Всем, кто приезжает в Спасский храм, показывают нерукотворный Лик Божией Матери.

Вот и паломники Трифонова монастыря были поражены четкостью отражения на стекле лика Богородицы, где, как на первообразе прорисованы глаза, руки, корона и одеяние.

Среди других чтимых икон Спасского храма - Иверская икона Божией Матери, привезённая в Спас-Талицу с Афона в 1913 году, Порт-Артурская икона Божией Матери на «самурайских мечах», которая появилась в Спасской церкви в 1926 году к 10-летию окончания осады Порт-Артура. В храме имеются редкие иконы святителя Николая Чудотворца, которые можно встретить только в Санкт-Петербурге. 

Чудом сохранился 7-ярусный иконостас, в который включена икона с изображением Адама и Евы. Пол в храме сделан из натурального известняка - опоки.  

В настоящее время при храме работает духовно-просветительский центр и библиотека, ведутся работы по благоустройству внутри церкви и территории вокруг храма.

Из Спас-Талицы паломники Трифонова монастыря продолжили путь в другое старинное вятское село – Истобенск. 29 августа в Троицком храме также отмечается престольный праздник, так как правый придел освящён в честь иконы Спаса Нерукотворного.

Троицкий храм села Истобенск

История Троицкого храма неразрывно связана со временем, когда во многих вятских пределах начали создаваться монастыри. В их числе был Свято-Троицкий Истобенский монастырь, основанный в XVII веке. В середине XVIII века ансамбль монастыря полностью сформировался, но в 1764 году, после реформ Екатерины II и изъятия земель, пришёл упадок. В 1775 году монахов перевели в Соликамский Вознесенский монастырь. Главная Свято-Троицкая церковь монастыря стала приходской. В храме хранилась икона Пресвятой Троицы, оставшаяся от монастыря, и икона преподобного Трифона Вятского, чтимая прихожанами. В 1799 году губернский архитектор Ф.М. Росляков подготовил проект нового каменного храма. К сентябрю 1807 года материалы для строительства были заготовлены, а в ноябре 1808 года освящён придел тёплой церкви во имя Спаса Нерукотворного. Иконы для тёплого храма написаны вятским иконописцем Николаем Чернышовым.

Более 200 лет в Троицком храме совершаются богослужения. С 2011 года настоятелем храма является иерей Иоанн Шаповал. Его стараниями, трудами всех, кто приезжает потрудиться во славу Божию, кто жертвует на восстановление, храм восстанавливается.

Для паломников Трифонова монастыря была организована трапеза. Каждый из присутствующих смог задать настоятелю свой вопрос и для каждого отец Иоанн нашёл время для беседы. Матушка Надежда Шаповал провела для паломников экскурсию по храму, рассказав о чтимых иконах.

Рядом с храмом находится источник, где наша группа набрала святой воды, а некоторые паломники искупались в купели. После храма наша группа посетила музей, где нам рассказали об истории села, храмов, местных промыслах и знаменитых уроженцах села Истобенск.

Возвращались паломники в Вятку с духовной радостью после богослужений, крестного хода и посещения святых мест родной Вятской земли.

Фотиния Вотинцева