Слово иерея Александра Попова в Неделю Сыропустную, на поздней Литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе

За воскресным богослужением 6 марта 2022 года иерей Александр Попов, проходящий священнический сорокоуст в Свято-Успенском кафедральном соборе, обратился к верующим с пастырским словом:

Дорогие братья и сестры! Вот уже и подошёл Великий пост. Начало Великого поста. Сегодня чтение Апостола, апостола Павла. Из послания к нам мы слышали такие слова: «Кто ест, не уничижай брата своего. И кто не ест, не осуждай брата своего». О чём эти слова – о том, что когда мы начинаем поститься, мы начинаем примерять ближнего нашего к своей мерке, мы хотим, чтобы он больше также поступал, как и мы. Отчего это происходит? Это происходит от нашей воли. Если сказать более точно, это происходит от нашего жестокосердия. Для чего нам, в принципе, и церковь предлагает вместе с ней, с её чадами, посвятить время посту. То есть посвятить время Богу, чтобы жёсткость нашего сердца, вот этот камень, который мы, следуя греховной жизни, к сожалению, превратили, сжали его до такой степени, что сердце превращается в камень. И поэтому, если что-то не по-нашему или какая-либо мера вокруг нас не соответствует нашей мере, мере нашего сердца жёсткого, мы начинаем раздражаться, мы начинаем осуждать, мы начинаем принижать человека. По большому счету мы всегда, конечно же, превозносимся. Вот поэтому нам так апостол Павел и завещает: если мы не едим, то мы не едим, а не наш брат; и если мы едим, то мы едим. И постимся мы не «пред человеки», как сказано в сегодняшнем Евангелии, мы постимся пред Богом, который «в тайне». Что значит «в тайне»? Господь Он в тайне, но воздаёт он нам явно по нашим больше, наверно, не трудам – по нашим усилиям, по нашей решительности идти навстречу Богу. Господь в этот момент идёт навстречу к нам.

Сегодня ещё Церковь вспоминает такой день «Изгнание Адама из Рая». Я думаю, что все об этом знают, это, так скажем, грехопадение. По другому можно сказать, что это начало земной истории человека, когда Адам с Евой были изгнаны из Рая. Почему это произошло? Почему Адам был изгнан из Рая? Адам, он жил чисто по Заповедям Божиим вместе с Евой. Они соблюдали и делали всё, что было угодно Богу. По большому счёту воля Адама, она полностью соответствовала воле Божией. И Адам не знал, что такое зло. Вернее, он знал, что такое зло, но у него не было его опыта, опыта зла. У него не было смущений каких-то, непониманий, которые сегодня в нашей жизни. И чтобы ему постепенно показать опыт, Адаму и Еве, чтобы показать опыт зла, Господь должен был их сначала усовершенствовать, что и происходило в Раю. Адам постепенно-постепенно становился совершенным, шаг за шагом. Но змей искуситель решил всё испортить, погубить человека. Когда он подкрался к Еве и сказал ешь, Ева говорит: «Нам Господь не заповедал». Он говорит: «Ешь, будете как боги» – то есть сразу, то есть вы сразу станете совершенными, вы сразу же всё познаете. Ну, в повседневной жизни это можно встретить, вот заплатить пятьсот рублей и сразу же у тебя будет счастье, всё у тебя будет хорошо, снимем с тебя порчу, ещё какие-либо тут суеверные моменты. Человек бежит: «Цыганка сказала, – два-три слова, – она угадала мою судьбу». Плати пятьсот рублей, всё сбылось: «Вот верно еще пятьсот рублей и она мне ещё подскажет». Но это на самом деле, братья и сестры, путь в погибель. Откуда человек этому учится? От лукавого. Вот в первый день через Еву так и искусил лукавый, точно так и искусил: «Сразу познаете, что такое добро и зло и будете как боги». То есть зачем трудиться? После того как Адам с Евой преступили Заповеди они познали, что они сделали. Почему? Потому что о преслушании в их душе образовался дух несогласия, дух противления, можно так сказать. Что такое дух противления? Вот человек знает как правильно поступать, как по воле Божией поступать, как себя вести. Человек знает Заповеди, читает Евангелие, ходит в храм, слушает проповеди, читает жития святых отцов, налагает на себя. Но живёт, если мягко сказать, совсем не так. Почему? Потому что в нём действует дух противления – это первое. Второе, после того как Адам с Евой преступили Заповеди Божии, в них воля, которая доныне всегда соответствовала с волей Божией, то есть, по большому счёту, Адам не имел выбора, он знал истину как поступать. Вот в этом случае он поступает так, в этом случае так. У него не было выбора и раздвоения: как же поступать. Вот не было смущения. Почему? Потому что он знал истину. Когда Адам с Евой преступили Закон, произошло грехопадение, воля человеческая раздвоилась, у человека появился выбор. То есть вот так поступить или так. Это, вы знаете, можно сравнить: до грехопадения Адам смотрел в чистую воду и видел истину, после грехопадения он смотрит в мутную воду, вот думает так это сделать или так – и делает выбор. Бывает, что выбор ошибочный, бывает выбор верный, но этот выбор необходим в нашей жизни. Почему? Потому что посредством выбора человеческая личность, сам человек совершенствуется постепенно. Таков наш путь. Это один из замыслов Творца. Это нужно обязательно. Даже когда мы воспитываем наших детей, не нужно всегда насаждать свою волю, это не рекомендуется. Надо давать ребёнку выбор и наблюдать за ним, давать выбор и наблюдать. Почему? Потому что посредством выбора, повторюсь ещё раз, формируется человеческая личность, происходит становление человека. То становление, которое было после первородного греха утрачено. Это важно. С другой стороны в выборе есть положительная сторона. Когда человек выбирает, он же стремится к добру, значит в человеке оставалось добро, и поэтому Бог, видя добро в душе человека верит и надеется, что человек исправится, придёт к нему вот в этой земной нашей жизни. В отличие от падших ангелов, которые уже укоренились во зле. А теоретически дьявол может делать добро, это теоретически, это возможно, но гипотетически это невозможно, потому что он слишком укоренился в нём. Когда человек был изгнан из Рая здесь на земле… Что такое изгнан из Рая, изгнание? Это все проблемы в земле, которая существует вокруг нас. Вот всё не по нашей воле, всё не так: дороги плохие, скользко, дети не слушаются, мама с папой не понимают, родственники не понимают, сосед меня раздражает, погода сегодня неправильная. Вот это противление, дух противления и ко всему «кожаные ризы», которые Господь на нас наложил («кожаные ризы» – это, по сути, наши тела). Тело, оно болящее. Примерно после сорока пяти – пятидесяти (в зависимости от здоровья человека) ко всем проблемам и возрастной категории, возрастным проблемам, начинают прибавляться немощи человеческие, то есть начинает тело болеть, изнывать, страдать, мучиться. То есть у каждого, может быть, второго начинает давление «скакать», у кого-то чуть раньше, у кого-то чуть позже. Вот эта неизбежность, которую мы должны пройти. Но цель-то, получается, жизни человека – это осознать и прийти к Богу. Как можно это осознать? Вот как раз начало Великого поста, можно сказать, что это начало возвращения в состояние Адама, то есть мы должны начать возвращаться туда, откуда мы были изгнаны. Мы должны за собой наблюдать, за собой смотреть. 

Вот я уже сказал, что сердце человеческое, оно стало как камень. Вот что сделать, чтобы оно стало смягчаться? Первое, это нужно осознать своё падение, осознать глубину своего падения. Пост и молитва в этом помогают. Сейчас пост будет. Мы должны себя ограничивать и чем больше будем себя ограничивать, но по мере, это важно, по мере, нужно знать меру. Мы будем видеть и своё падение и безысходность. И будем призывать Бога. Если мы действительно захотим исцелиться, потому что часто человек «Господи, прости, избавь меня, исцели», но в глубине души он этого не хочет, он ещё не готов к этому. Вот когда человек дойдёт до состояния готовности и захочет исцелиться, призовёт Господа и Господь начнёт помогать. Как начнёт помогать? Человек делает шаг, то есть человек хочет совершить шаг, а совершает Господь. Он даёт силу совершить этот шаг. И вот так постепенно, постепенно человек исправляется. Но самое главное, самое главное, что было сегодня в Евангелии сказано, это прощение. Вот как раз Великим постом можно попытаться найти в себе силы простить человека, которого мы не можем простить. Вот найти силы и простить. Вот что значит простить? Это значит вот нашу волю, вот дух противления, наше каменное закоренелое сердце перешагнуть, смягчить его, пойти наперекор и вопреки себе. Бог и Господь, Он прощает очень легко человека. У Него нет вот этого противления. Противление есть у человека. Если человек перешагнёт, простит, смягчит сердце. Даже можно знаете как сказать, вот смирение. Много говорим тоже вот о смирении. Как можно понимать смирение? Смирение – это вот ты осознал своё падение и ты уже не превозносишься над ближними. Ты понимаешь, что в тебе грехов очень много. Ты начинаешь видеть в ближнем своём, в брате почему-то только хорошие черты, и ты его прощаешь. Его прощаешь – сердце смягчается, расслабляется. И вот в это расслабленное, открытое сердце и начинает входить Божия благодать.

Вот такой ещё случай скажу перед концовкой. Понравился мне случай, ещё было протоиерей Дмитрий Смирнов как-то рассказывал, у них на приходе была женщина Нина. Она двадцать лет чем занималась, она брала из неврологического отделения людей, от которых, ну, практически, уже отказались. Они были уже всё, обречены только на смерть, им ставили обезболивающие, дожидаясь, когда человек умрёт. Она вот этих людей забирала и выхаживала, пока человек не умрёт. Вот ухаживала за ними. Когда он умирал, она его хоронила за свои деньги. Это было её основное занятие. И вот так она этим занималась двадцать лет. Вот в её взгляде даже, как говорит протоиерей Дмитрий Смирнов, в её взгляде виден был свет, видна была чистота. Почему? Потому что, когда сердце простило, расслабилось, благодать вошла, очистила, то глаза – зеркало души – начинает этот свет излучать.

Ну, и закончу, наверно, тем, что двадцать лет можно прожить впустую. А можно вот в один день простить человека. И вот ради этого одного дня прощения были все эти двадцать лет. Храни вас всех Господь.