Слово протоиерея Александра Балыбердина в неделю 7-ю по Пятидесятнице, на поздней Литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе

31 июля 2022 года со словом проповеди обратился к верующим ключарь Свято-Успенского собора протоиерей Александр Балыбердин.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь! В минувшее воскресение, братья и сёстры, мы говорили о том, что человек приходит в церковь за любовью, потому что в миру любви нет. Мир о ней не думает. В миру надо выживать, выживать перед страхом смерти. И люди используют данные им от Бога таланты очень часто именно для того, чтобы выжить. Кто-то чуть умнее, чем другие, и он делает на это ставку, начинает господствовать над другими с помощью знаний, умений, каких-то особых талантов. Кто-то прямо стремится к власти, потому что власть это вообще универсальный способ господствовать, доминировать над кем-то. И ради этого господства, ради власти попирает любовь, не замечая вокруг себя других людей, отказывая им в достоинстве, отказывая в собственном мнении, отказывая в праве жить иначе, думать иначе. Это очень огромное, страшное испытание, испытание властью. Повторю, не сама по себе власть плоха, а стремление к ней, желание доминировать над другими людьми. И вот сегодня на этой седмице мы вспоминали князя Владимира, который когда-то, точно также придя в церковь из мира, принёс с собой вот это мирское стремление к власти. Вспомните как он крестил Русь, где-то огнём и мечём его ставленники крестили. Всех призвал на берег Днепра и сказал: «Все, кто не придёт, будут мне враги, не будут мне друзьями». И, конечно, киевляне пришли. Ну, и не будем скрывать, что не все пришли из любви к Богу, а часто пришли из страха смертного, боясь, что князь разгневается и накажет. Ну, вот я в память князя Владимира, когда мы служили молебен, сказал о том, что, к сожалению, его последующая жизнь почему-то находится в тени этого крещения. Мы о ней очень часто забываем, а ведь, между прочим, крещение, которое он сам принял, и крещение, которым он крестил Русь, это было очень важным, но лишь первым шагом на пути в Царство Небесное. И после этого крещения он прожил почти 20 лет. И вот в эти 20 лет он поистене стал христианином, христианским правителем.

Что мы знаем о нём в эти годы? Он сделал всё для того, чтобы не давлеть, не доминировать, не господствовать над другими людьми. Он прекратил захватнические войны, он заботился о нищих, он раздавал хлеб голодным, он смирял себя всячески, вспоминая слова Христа о том, что блаженны нищие духом, то есть смиренные. Вспоминая как Христос перед тем как взойти на Голгофу омывал ноги своих учеников и говорил им, что это в миру люди стремятся господствовать друг над другом, а вы иначе поступайте и кто из вас хочет быть первым да будет всем слугой. То есть совсем-совсем наоборот, не так как это в миру мы привыкли видеть.

Почему это важно? Вот если внимательно вглядеться в Евангелие, вглядеться в личность Христа, в то, что он говорил, то, чему он учил, мы удивимся Его удивительной кротости, Его удивительному смирению, когда всё, что он делает, он делает не ради себя, а по послушанию Богу Отцу. Удивимся Его удивительной такой кротости в отношении с людьми, как Он скоро прибегает всем на помощь. Любой бы из нас оказавшись на этом месте просто возненавидел бы людей и сказал: «Да устал я уже от вас, уйдите от меня, сколько вас, без конца тревожите меня, не даёте мене жить, не даёте продохнуть». А Он смиренно с таким терпением, с такой любовью принимал каждого, каждому спешил на помощь. И вот те Евангельские чтения, которые сегодня звучали в храме, они имено этим нам и до́роги: Бог так себя смирил, что стал слугой человеку, и тем самым и нам показывая пример, тому как, проживая в миру, одновременно жить в Царстве Небесном, не забывать о любви. И для этого секрет очень прост – не доминировать над другими людьми, не стремиться к власти. Не стремиться своими талантами, которые нам дал Господь, служить самим себе, но служить этими талантами нашим ближним, чтобы людям от нас от этих Богом данных талантов становилось теплее, светлее, уютнее в этом мире. Облегчать страдания, выслушивать, принимать людей, когда они к нам приходят. И каждый раз, когда это мы не можем сделать, исповедоваться. Ну, и конечно, не стремиться к власти. Потому что в этом стремлении больше всего проявляется падшая природа человека, желание служить самому себе и для этого доминировать над другими людьми.

Помоги нам, Боже, в эти дни брать пример с Тебя и с Божией Матери. Вот в конце августа мы будем встречать Её праздник Успения. И кто-то скажет: «А чем примечательна жизнь Богородицы, почему мы так стараемся Ей подражать, почему именно Её нам церковь предлагает в качестве примера?» А в глядитесь в Её жизнь, и вы увидите, что вот чего не было в Её жизни, так не было вот этого горделивого, самовлюблённого стремления к власти. Она всё, что ей Господь велел, принимала со смирением, с любовью: от начала первой вести, которая прозвучала, о рождении и о Спасителе мира и до креста, Голгофского креста, когда Она стояла у креста и смотрела на своего распятого Сына, зная, что такова воля Божья, непонятная всем остальным людям, непонятная миру, но Ей ясная и понятная. Она явила нам вот пример той самой духовной нищеты, того смирения духовного, о котором говорит Господь, о том что блаженны нищие духом, ибо их Царство Небесное. И первая вошла в это Царство из всех апостолов и ближайших учеников Христовых. Помоги вам, Боже, и мне тоже.