Распечатать Запись

Состоялась паломническая поездка в село Никульчино и слободу Макарье

05.10.2021

Распечатать Запись

Состоялась паломническая поездка в село Никульчино и слободу Макарье

2 октября 2021 года состоялась паломническая поездка в село Никульчино и слободу Макарье, организованная паломнической службой Трифонова монастыря.

В храме святых Бориса и Глеба села Никульчино паломники помолились Божией Матери на молебне с акафистом перед Её чтимым образом «Покров Божией Матери». Молебен служил благочинный Слободского округа и настоятель храма святых Бориса и Глеба протоиерей Евгений Смирнов. По окончании богослужения батюшка произнёс проповедь о празднике Воздвижения Креста Господня, о несении Креста каждым человеком и о любви к Богу через соблюдение Заповедей Божиих. Затем отец Евгений рассказал паломникам об истории храма, жизни святых Бориса и Глеба, Борисоглебском крестном ходе.

Никульчино - колыбель земли Вятской

Из летописных источников известно, что летом 1174 года жители Великого Новгорода отправились на поиски земель, где им не пришлось бы участвовать в междоусобных войнах между русскими князьями за богатый и вольный Новгород. В «Повести о стане Вятской» говорится о том, как появились на Вятке первые русские православные жители, и было основано село Никульчино.

Новгородцы, поселившиеся в Никулицыном граде, в благодарность святым Борису и Глебу за их помощь, построили деревянную церковь. В архиве храма села Никульчино несколько лет назад нашли рукописные грамоты конца XVI – начала XVII веков. Это подлинные документы той эпохи, которые хранились на месте древнего чудского городка более 300 лет. После событий 1917 года документы были изъяты и считались утраченными. Среди находок – прикладная грамота крестьянина Никулицкой волости Якова Копосова. Документ датирован 1598 годом от Рождества Христова. В нём сказано, что «Яков Копосов, крестьянин, жертвует Никулицкому храму Бориса и Глеба лужок, пажить напротив Никулицына града».

В 1763 году жители села Никульчино возвели каменную Покровскую церковь с приделом святых князей Бориса и Глеба. В 1935 году храм был разрушен. Его взорвали, а кирпич хотели использовать при строительстве ТЭЦ в городе Кирово-Чепецке, но первые груженые баржи затонули на середине реки Вятка. В 2001 году рядом с местом, где сейчас видны остатки кирпичной стены взорванного храма, была построена новая деревянная церковь в честь святых Бориса и Глеба.

В конце 1950-х и в начале 1980-х годов на месте Никулицкого городища во время археологических раскопок было найдено много предметов вооружения. Это подтверждает особый статус Никулицына града, который долгое время являлся военно-административным центром. Так же были обнаружены остатки гончарного горна и кузницы, из чего следует, что население города занималось и вполне мирными делами, в том числе обрабатывали землю, выращивали скот, ловили рыбу, охотились.

Со временем центр политической и экономической жизни переместился из Никулицына града в Хлынов, а город Никулицын был упразднён в село Никульчино Слободского уезда.

Из «Повести о стране Вятской» и более раннего «Сказания о вятчанах» известно о Борисоглебском крестном ходе, который совершался в память святых Бориса и Глеба. Это один из древнейших крестных ходов на Вятке. Его история начинается в XII веке.

Известно, что когда новгородцы из Никулицкого городка переселились в городок Хлынов, то дали обет ежегодно приносить святой образ Бориса и Глеба из Никулицына и «ходить с ним вокруг города, с честью совершая это празднование, чтобы долгие годы и времена незабываемы были чудеса, случившиеся при поселении их на Вятке».

С 2009 года день основания первого поселения стали отмечать как День страны Вятской, а 6 августа 2021 года селу Никульчино исполнилось 840 лет.

Паломники Трифонова монастыря побывали на месте разрушенного Покровского храма, прошли дорогой Крестного хода к памятному знаку и поклонному Кресту, установленному на месте Никулицина града, полюбовались красотой осенней природы с высокого берега реки Вятка, после чего отправились в Троицкий храм слободы Макарье.

Троицкий храм в слободе Макарье

История возникновения прихода в селе Макарье начинается с середины XVII столетия, когда 15 апреля 1646 года Патриархом Московским и всея Руси Иосифом (Дьяковым) была дана храмозданная грамота на строительство деревянного храма во имя преподобного Макария Желтоводского чудотворца.

Основателем прихода стал священник города Слободского Митрофан Кошурников, который решил «воздвигнути храм против Хлынова города за рекой Вяткою близ мельниц Рязанцева подле речки Салтыковки на пустом месте», но документов, подтверждающих постройку этого храма, не сохранилось. Известно лишь, что 19 августа 1652 года Патриархом Никоном вновь была дана храмозданная грамота на строительство церкви в селе Макарье, где «на большой Слободской дороге стоит часовня». На этот раз инициатором строительства выступил сын священника Митрофана Кошурникова Елисей, который также был священником в городе Слободском и «обещался на том часовенном месте воздвигнути вновь храм во имя преподобного Макария Желтоводского чудотворца». Со временем деревянная церковь пришла в ветхость. 22 мая 1698 года по благословению Преосвященнейшего Ионы (Баранова), архиепископа Вятского и Великопермского, рядом с Макарьевской церковью заложили новую деревянную во имя Живоначальной Троицы.

Храмозданная грамота на построение каменной церкви с приделом преподобного Макария была получена 31 июня 1768 года от Преосвященного Варфоломея (Любарского), архиепископа Вятского и Великопермского. Строительство Троицкого храма велось артелью Горынцевых. Южный придел освятили 25 июля 1772 года в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», а северный 1 ноября 1772 года - во имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Главный престол во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы был освящен чуть позже - 25 июля 1775 года. Храм построили в стиле «вятское борокко, затем возвели ограду с воротами.

В 1914 году было решено провести реконструкцию церкви и расширить её. Для обследования здания и составления проектно-сметной документации пригласили губернского архитектора И.А. Чарушина. Осуществить задуманное помешала революция 1917 года. Храм заняли обновленцы, которых поддерживала советская власть, поэтому здание храма не разрушили.

25 декабря 1927 года прихожане слободы Дымково обратились к епископу Виктору (Островидову) о принятии их в свое архипастырское окормление. Когда обновленческий раскол стал угасать, то большинство общин перестали существовать. В 1940 году Троицкую церковь закрыли и переоборудовали под сельский клуб. Большую часть церковного имущества передали в антирелигиозный музей.

После долгих лет забвения в августе 1975 года решением Кировского облисполкома здание Троицкой церкви было внесено в реестр памятников архитектуры местного значения и по проекту архитектора Л.Д. Лапкиной частично отреставрировано. Оставаясь сельским клубом и библиотекой, храм приобрел свой прежний облик.

В 1988 году Троицкий храм вернули приходской общине. С 1994-2005 года на его территории находился Свято-Троицкий Александро-Невский женский монастырь под управлением настоятельницы игуменьи Софии (Розановой). Специально для монастыря был построен сестринский корпус с трапезной и кельями.

В настоящее время в храме проходят богослужения. По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка и под руководством настоятеля Троицкого храма иерея Владимира Путинцева проводятся работы по ремонту и покраске фасада Троицкого храма и часовни св. Александра Невского, благоукрашается храм и его территория.

Фотиния Вотинцева