Брак является церковным таинством и, согласно церковному учению, в этом таинстве жених и невеста, соединённые любовью и взаимным согласием, получают благодать и благословение Бога для создания семьи, для взаимного согласия в супружеской жизни, для благословенного рождения детей, умножения семьи, воспитания детей в христианской вере, конечной целью которой является спасение всех членов семьи. Брак – это дар Божий, Его благословение, милость и действие любви, а также надежда и средство к спасению. Вступающие на этот трудный путь должны понимать всю меру личной ответственности друг перед другом и Богом, должны подготовиться к совершению этого духовного подвига, безвозвратно преобразующего человека для жизни вечной.
Церковный обряд бракосочетания называется венчанием и сопровождается возложением венцов на вступающих в брак. Венцы являются символом мученичества и победы духа над плотью: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12), «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). При венчании второбрачных венцы возлагаются в знамение соединения и власти над будущим потомством [3]. Венчание – это не оберег от жизненных невзгод, но первое благословение решившим встать на путь духовного исправления, обновление и начало иной жизни, целью которой является достижение Царства Небесного. Вступающим в брак Церковь напоминает, что семейная жизнь, построенная на вере и исполнении евангельских заповедей, является несением креста – путь жертвенной взаимной любви, смирения, терпения и мужественного перенесения скорбей.
Желающие венчаться должны быть верующими крещёными православными христианами. Венчание предполагает открытое и свободное волеизъявление мужчины и женщины. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утверждённого Богом (Быт.2:18-24; Мф.19:6), также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех. Церковное браковенчание совершается после государственной регистрации брака (есть исключения). По причине невоцерковлённости большинства вступающих в церковный брак перед венчанием обязательно проведение подготовительной беседы [2]. Таинство венчания принято предварять Причащением обоих супругов. Причаститься можно как в день Венчания (по древней традиции), так и в преддверии (современная традиция [2, 1]).
Церковь не разрешает венчать следующих лиц [2]:
а) уже состоящих в ином браке, церковном или зарегистрированном государственными органами власти;
б) находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии независимо от степени родства;
в) находящихся между собой в кровном родстве по боковой линии (в том числе единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно; браки в пятой и шестой степени бокового кровного родства могут быть совершены с благословения епархиального архиерея;
г) отец и сын с матерью и дочерью, или отец и сын с девами двумя сёстрами, или мать и дочь с двумя братьями, или два брата с двумя сёстрами;
д) состоящих в духовном родстве:
— восприемника с им воспринятой во Святом Крещении, восприемницу с ею воспринятым;
— восприемника с матерью воспринятого, а также восприемницу с отцом воспринятой.
е) ранее состоявших в трёх браках (учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию), в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения;
ж) состоящих в духовном сане, начиная с посвящённых в иподиаконский чин;
з) монашествующих;
и) не достигших брачного возраста согласно государственному законодательству, с учётом исключений, предусмотренных этим законодательством;
к) признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством (есть исключения);
л) осуществивших так называемую смену пола;
м) удочеривших с удочерёнными, усыновивших с усыновлёнными, приёмных родителей с приёмными детьми.
По сложившейся традиции брак между восприемниками во Святом Крещении запрещён. Однако окончательное решение о возможности вступления в брак при возникновении данной ситуации принимает епархиальный архиерей.
Сегодня, когда свидетели не обязаны заверять церемонию подписями, их присутствие не носит обязательный характер (следует сообщить).
Венчание совершается в определённые дни года: для уточнения следует подойти в регистратуру храма.
Для заключения акта Венчания необходимо предоставить паспорта супругов и свидетельство о регистрации брака.
Для совершения обряда необходимо иметь при себе или приобрести в церковной лавке:
— венчальная пара (иконы или складень, могут быть родительскими);
— венчальное полотенце (два);
— салфетки для свечей;
— свечи (венчальные для венчающихся, свидетелям и всем гостям по одной № 20);
— кольца (по древней традиции золотое у мужа и серебряное у жены, в современной – оба золотые).
Требования к свидетелям
Обычно обряд совершается со свидетелями (поручителями). Свидетелями могут быть благочестивые православные супруги или воцерковлённые молодые люди не состоящие в браке, однако следует знать, что после венчания они вступают в духовное родство, поэтому согласно церковным законам не могут в последствии вступить в брак между собой. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьёй. Поэтому для поручителей более подходят люди знакомые с семейной и супружеской жизнью. Важно, чтобы между супругами и поручителями были близкие доверительные отношения. Свидетелями не могут быть разведённые люди, невенчанные, некрещёные.
Действия свидетелей следует заранее обговорить со священником. В церковь свидетели приезжают заранее и занимают свои места возле молодожёнов. Во время церемонии свидетелям могут поручить держать над головами жениха и невесты венцы. В этом случае стоит обратить внимание на рост и физические данные претендентов на роль свидетелей. Продержать венцы на весу в течение часа достаточно тяжело.
Общие указания для маловоцерковлённых людей
— участникам Венчания следует иметь нательные крестики;
— мужчины должны быть без головных уборов, а женщины – в головных уборах;
— одежда мужчин и женщин должна быть «закрытой»;
— мужчины встают по правую сторону храма от входа (со стороны мужа), а женщины – по левую (со стороны жены);
— женщинам не полагается входить в храм во время очищения;
— следует отключить мобильный телефон.
Подготовка ко Причащению описана на странице по ссылке.
Список литературы
610000, г. Киров, ул. Горбачева, дом 4.
От остановки Ж/д вокзал можно доехать автобусом № 3, 37, 67 и троллейбусом № 4 до остановки Трифонов монастырь.
Форма помочь храму