Распечатать Запись

Святыни

Как и всякий православный храм Успенский собор хранит свои особо почитаемые святыни: рака над мощами Преподобного Трифона Вятского, икона XIX века всех Святых в земле Российской просиявших, с мощевиками и т.д.

1. Рака над мощами Преподобного Трифона Вятского


«Паломников притягивала в обитель не только возможность помолиться преподобному, но и приложиться к раке, где почивали его мощи, прикоснуться к вещам, принадлежавшим, по преданию, святому. Начиная еще с XVII в. в монастыре была устроена рака над местом погребения преп. Трифона, здесь же находился и его образ. В 1764 г. на раке упоминается покров с его изображением, который, по-видимому, сохранился до наших дней: «У преп. Трифона на гробнице плащаница вышита по отласу серебром и золотом образ его, по полям вкруг обложен позументом малым серебрянным, да покров парчевой с золотыми травами, крест из позументу сребряннаго, вкруг оныя гробницы столбцы и решетки из зеленой меди». Через сто лет на раке лежал тот же образ преподобного, только по краям его был вышит тропарь. В 1764 г. над гробницей также находилась икона преп. Трифона, украшенная серебряным чеканным венцом и окладом, цатой, вышитой из китайского и персидского жемчуга и разноцветных камней, «вкруг того образа писаны чудеса его…»

Настоятели всегда заботились о месте погребения преподобного. В Успенском соборе у северной стены возвышалась литая медная посеребренная рака. В начале XIX в. «по причине учинившейся впадины земли» гробница покосилась, поэтому она была сдвинута со своего места, а окружавшая ее решетка разобрана. В 1805 г. все это было приведено в порядок, причем истлевшые на гробнице покрывало («срачица») домотканого синего холста («крашенины») и «одежда» из темно-зеленого сукна были заменены новыми.

В 1825 г. Иван Степанович Потапов посеребрил медную раку над погребением преп. Трифона, получив за работу 180 руб. В 1830 г. она выглядела следующим образом: «Под сенью резной вызолоченной на бульфаре… гробница преподобнаго Трифона из зеленой меди, в четырех углах медными ж выбивными столбцами и с трех снаружи сторон решеткою посеребряною апплике, на гробнице плащаница по атласу золотом и серебром с фольгою, руки накладные серебряные под золотом, в круге плащаницы обложено в один ряд узким серебряным позументом. Против гробницы на столпе – образ Трифона, на нем венец и оклад серебряный, цата из жемчуга с камушками… Вкруг образа писаны чудеса его».

В 1830 г. над гробницей была устроена сень, выполненная по рисунку губернского чиновника В. Н. Мосолова. За «крашение и позолоту резьбы сени над гробницею Преподобнаго Трифона с написанием с трех сторон в клеймах икон, и вверху над преподобным Господа Савваофа» монастырь заплатил 100 руб. вятскому мещанину Ивану Шмелеву. Деньги на устройство сени монастырю пришлось занять.

В 1854 г. изготовили новую сень, тоже деревянную с тремя клеймами: «Наверху 3 писма, изображение – пр. Трифон, Господь Саваоф, Иисус Христос с крестом, верху крест деревянный на яблоке».

В 1903 г., ко дню памяти преп. Трифона, над погребением была установлена новая рака, пожертвованная вятским купцом В. С. Поскребышевым, а также новая сень, устроенная на средства монастыря. Рака была серебряной, позолоченной, «чеканной работы с эмалью». С одной стороны был написан тропарь преп. Трифону, а также надпись о жертвователе. Наверху находилась серебряная риза и чеканное позолоченное изображение погребения преп. Трифона: «Верхняя доска серебряная, позолоченная, чеканная с эмалью. Венец серебряный, позолоченный, с эмалью. Камней в венце один большой аметист, 20 малых и 31 белых, самых малых, все в оправе.

Изображение прп. Трифона живописи, под стеклом». Сень над ракой была металлической, высеребренной, местами позолоченной, на 4-х столбах. Над сенью было пять круглых клейм, увенчанных крестами, с изображениями св. Николая Чудотворца и Иоанна Крестителя, блаж. Прокопия, явления Божией Матери преп. Трифону, преп. Трифона, Успения Божией Матери. Хранились в монастыре и прежние раки. Так, в Благовещенской церкви находилась «гробница прп. Трифона металлическая, с серебряным верхом».

Паломников также привлекали в монастыре реликвии, связанные с первым вятским архимандритом. Так, на раке хранились принадлежавшее преподобному рукописное Евангелие в серебряном окладе, а также кипарисовый крест, по преданию принадлежавший преп. Трифону. Там же лежали в ковчеге «…вериги железныя с таковым же крестом и тремя железными штуками от пояса, кои носил на себе преп. Трифон, весом 8 ¾ фунта». Вериги возлагали на болящих, чаявших получить исцеление по молитвам к преподобному. Был еще один «…ковчежец серебряный в виде креста, с одной стороны позлащенный; в нем хранятся часть схимы и часть зуба препод. Трифона,… устроен в 1708 г., с серебряною цепочкою»».

(Из книги Кустовой Е.В. «История Вятского Успенского Трифонова монастыря». Том. 1. Киров 2012 год.)

2. Иконостас

Главным украшением интерьера Успенского собора служит резной пятиярусный иконостас. Имеет местный ряд, праздничный ряд, деисусный ряд (в центре Господь, Матерь Божия и Иоанн Предтеча), пророческий ряд и проотеческий ряд. Всего было 106 образов. Написан в стиле Строгановской школы иконописания. Украшен барочной резьбой в виде растительного рисунка. В советское время иконы местного ряда были утрачены, а остальные сильно повреждены. В 1990-е годы приглашали реставраторов из Москвы и Ярославля для реставрации сохранившихся икон.

3. Икона всех Святых в земле Российской просиявших


Икона XIX века с мощевиками Святых.

4. Икона Спаса Нерукотворного XVII век


В 2013 году была украдена из Троицкой церкви села Истобенск. В 2014 году была найдена и возвращена в Успенский Собор Трифонова монастыря.

5. Мощи под спудом блж. Прокопия Вятского, Христа ради юродивого.

Проко́пий Вя́тский (в миру Проко́пий Макси́мович Плушко́в; 1578, дер. Корякинская около Хлынова — 21 декабря 1627, Хлынов) — святой праведный Христа ради юродивый.[1] Родился в деревне около Хлынова в семье крестьян Максима и Ирины Плушковых. В 1590 на поле в него попала молния, и он повредился умом: рвал на себе одежду, топтал её и ходил нагим. Тогда родители привезли его в Успенский Трифонов монастырь в Хлынов, и преподобный Трифон с братией исцелил его. В 1595—1598 жил и помогал отцу Иллариону в его церкви Св. Екатерины в Слободском. В 1598 ушёл в Хлынов и стал юродствовать. Он предугадывал выздоровление или смерть больных, бессловесно предупреждал о пожарах, повышении налогов московской властью. За эту способность люди стали чтить его как святого. Предугадал и свою кончину. Похоронен в Успенском Трифоновом монастыре, к северу от собора.

6. Икона Николая Чудотворца

Предание гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма - более достойного места для чудотворного образа. находится в Никольской надвратной церкви. С этой иконой святителя Николая Чудотворца каждый год совершается Всероссийский Великорецкий крестный ход к месту обретения образа – берегам реки Великой. В течение года перед Великорецким образом каждый четверг вечером в 18.00 совершается молебен с акафистом.

7. Спиридон Тримифутский

По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка в Вятскую Епархию прибыла удивительная святыня – бархатный башмачок святителя Спиридона Тримифунтского. Торжественная встреча иконы и башмачка состоялась 29 июня 2017 года в Успенском кафедральном соборе. Такая святыня была передана митрополитом Керкирским, Паксийским и Диапонтийских островов Нектарием (Элладская Православная Церковь, остров Корфу) верующим Вятской Епархии попечением Игоря Юрьевича Чичерина. Сейчас святыни пребывают в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова монастыря. Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в цар-ствование императора Константина Великого (306–337), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастыр-ское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спи-ридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь свя-тителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Бо-жией. На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Един-ства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино». Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди – вёдром (тёплой, сухой погодой), исцелялись больные, изгонялись демоны. Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно раз-лившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань! Так повелевает тебе Вла-дыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу». Воля святите-ля была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга. Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел воз-жечь лампады и свечи и начал богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услы-шали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой екте-нии невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пени-ем, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служи-телями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление. Мощи св. Спиридна покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, ко-торая в Риме).Чудом является то, что покровитель странников св. Спиридн Тримифунтский сам по сей день не перестает «странствовать», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. В Православном мире он почитается как «ходящий» святой – бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. Невозможно рассказать обо всех чудесах, которые совершил святитель Спиридон во время своей земной жизни, но и после смерти, когда он стал ближе к Богу, святой не перестаёт их совершать. По всему храму и над саркофагом с мощами на цепочках висят «тамы», серебряные пластинки с выпуклым изображением фигуры всего человека или отдельных частей тела: сердца, глаз, рук, ног, а также серебряные лодочки, машины, множество лампад — это подарки людей, получивших исцеление или помощь от святителя Спиридона.