Распечатать Запись

В престольный праздник храма в честь святых Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев паломники Трифонова монастыря посетили село Коршик

24.08.2021

Распечатать Запись

В престольный праздник храма в честь святых Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев паломники Трифонова монастыря посетили село Коршик

21 августа 2021 года, в день перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, паломники приняли участие в торжественном богослужении архиерейским чином в Зосимо-Савватиевской церкви села Коршик.

В субботний день Божественную литургию в храме в честь святых Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев села Коршик возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Вятской Епархии иерей Виталий Лапшин, благочинный Нижнеивкинского церковного округа иерей Николай Андреев, настоятель Зосимо-Савватьевской церкви протоиерей Василий Зубрицкий.

Богослужение украсили церковные песнопения в исполнении Архиерейского хора под руководством регента Юлии Скопиной.

В престольный праздник Богослужение совершалось в правом приделе храма, освященном в честь иконы Божией Матери «Достойно есть».

Разделить с прихожанами храма радость праздника приехали паломники Трифонова монастыря.

В день праздника в храме было много семей с детьми, большинство из которых причастились Святых Христовых Таин.

По окончании богослужения митрополит Вятский и Слободской Марк поздравил всех с престольным праздником храма, днем памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, и произнес проповедь о смысле жизни человека, которая заключается не в форме жизни, а в ее содержании, к чему стремились и как жили преподобные – достигшие подобие, в числе которых святые Зосима и Савватий.

Во время экскурсии паломники прошли по храму, посетили главный придел, освященный в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, где продолжаются восстановительные работы, посмотрели храмовую роспись на библейские сюжеты, а также узнали историю храма и села Коршик.

История села Коршик началась в 1720 году, когда епископ Вятский и Великопермский Алексий (Титов) дал разрешение на строительство церкви в честь Зосимы и Савватия Соловецких в деревне Коршикской Илганской волости у речки Коршика. Церковь была срублена местными плотниками в 1723 году.

1 апреля 1777 года Преосвященный Лаврентий (Баранович) дал Храмозданную грамоту на построение каменного храма во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких с теплым приделом в честь святого Алексея Человека Божия. Храм строили на пожертвования прихожан. В то время село входило в состав Казанской губернии, поэтому проект для нее составлялся казанским губернским архитектором. Первоначально у храма не было колокольни. Ее построили в начале ХХ века по проекту вятского губернского архитектора Рослякова. Позже по проекту губернского архитектора Василия Михайловича Дружинина был перестроен и расширен храм.

В 1930-х годах храм закрыли, затем в 40-х годах вернули верующим, но во время хрущевских гонений в 1961 году храм закрыли вновь. Когда богоборцы пришли в храм, то стали срывать со стен иконы, топорами рубили резные иконостасы, молотами разбивали паникадила и церковную утварь. Все иконы, иконостасы теплого придела, хоругви и старинные служебные книги отвезли в сторону речки Снигиревки и сожгли.

В 1964 году в храме устроили клуб, сломали печи, выпилили оконные решетки, сделали наружные проемы в стенах. Местная жительница Нина Ивановна Решетникова рассказывала: «Сначала делали ремонт и все закрасили светло-зеленой краской. Под куполом был красивый орнамент из цветов, его оставили, закрасили только крест. Сделали балкон с заграждениями во всю длину стены, шириной три-четыре метра. Всю площадь храма поделили перегородками на три части: фойе, зрительный зал и разные комнаты».

В холодном приделе храма, где раньше до свода купола были росписи, в 1967 году стала работать библиотека. Потолок сделали низкий, а все росписи забелили. Вместо икон повесили плакаты, рассказывающие об успехах тружеников совхоза. Библиотека работала даже тогда, когда в августе 1990 года возобновились богослужения в теплом приделе храма, и выехала лишь в 1994 году.

1 ноября 1990 года в село Коршик приехал отец Василий Зубрицкий. Кровлю храма покрыли железом, побелили здание. Иконы пришлось скупать у населения. Из прежде закрытой церкви вернулись только три спасенные местными жителями иконы: Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», «Воскресение Христово» и «Месяцеслов».

В настоящее время церковь в честь Зосимы и Савватия Соловецких признана памятником архитектуры Вятского края и охраняется государством. Продолжается восстановление храма, на церковных сводах обновляются росписи, отражающие библейские сюжеты и вновь звучат слова молитвы во время богослужений.

Из села Коршик паломники Трифонова монастыря отправились в Покровский храм села Адышево.

В пути группа посмотрела фильм о сельском храме и жизни прихода.

Первое упоминание в исторических документах о селе Адышево относится к 1696 году, когда село входило в состав Хлыновского уезда.

Во второй половине XVII века в селе была возведена деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Неизвестно, являлась ли она начальной, или существовали более ранние, но по архивным документам известно, что в 1679 году был заказан, изготовлен и куплен церковный колокол. Со временем деревянная церковь в Адышево обветшала и поэтому 28 мая 1791 года священник Василий Тимофеев и выборные прихожане Кирилл Вычегжанин, Лукиан Юферев подали прошение епископу Вятскому Лаврентию на построение новой каменной церкви.

Храмозданная грамота на строительство в селе Адышеве каменного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого Николая Чудотворца была выдана 12 июня 1791 года. Церковь строилась быстро, и возведена была в том же году.

В доме рядом с Покровским храмом с 1898 года находилась церковно-приходская школа.

В 1961 году церковь закрыли, в ее здании на протяжении нескольких лет находился клуб и библиотека, а в церковно-приходской школе в разное время располагались роддом, сельский совет, клуб, пекарня, библиотека, быткомбинат, магазин «Исток».

В 1992 году храм вернули верующим и в него вновь потянулись прихожане

По президентскому гранту настоятель Покровского храма иерей Сергий Окуловский организовал для прихожан «Комнату ремесел». Для детей и взрослых проводятся мастер-классы по плетению из бересты, по церковно-славянской письменности на бересте, линогравюре, занятия в кружках по кройке и шитью, лоскутному шитью, скандинавской ходьбе, духовной культуре, проводятся беседы с врачами, правозащитниками, психологами.

Отец Сергий провел для паломников Трифонова монастыря экскурсию, рассказал о храмовой росписи, а в мастерской продемонстрировал работу на ткацком станке. Паломники увидели музейную экспозицию крестьянского быта и выставку изделий из бересты, выполненных прихожанами Покровского храма.

Сегодня в церкви Покрова Пресвятой Богородицы продолжаются восстановительные работы. Не так давно в храм был доставлен очень красивый иконостас, который изготовили в придел святителя Николая. Его очень ждали все: и настоятель, и прихожане храма.

Очень актуально и призывно для всех нас звучат сегодня слова историка А.Г. Тинского: «…храмы строили приходами, общинами, на мирские копейки, часто отказывая себе в самом необходимом. Способны ли мы, сегодняшние, разобщенные, собраться и в добром согласии и на свои кровные восстановить храмы? Восстановить и содержать их, что сложнее и многократно дороже? Содержать в прежнем качестве среди опустевших и заброшенных деревень? Если «нет», то и плакать незачем. А память сохранить мы обязаны…» 

В наш информационный век почти у каждого вятского храма есть сайт с информацией, в чем нуждается приход и как оказать посильную помощь, чтобы восстановить то, что было разрушено в богоборческое время. Наши предки строили храмы, и сейчас очень важно постараться сохранить их для будущих поколений.

Фотиния Вотинцева